Скрыть
Раскрыть

2010. №4

Теоретические и прикладные исследования

5–29

Рассмотрены основные институциональные особенности систем первичной профессиональной подготовки в координируемых и либеральных экономиках. Автор считает, что специфика институтов рынка труда стала одним из главных факторов, формирующих ту или иную модель профессиональной подготовки. Одно из главных направлений оценки этих моделей — насколько адекватны они вызовам современной экономики. Механизм предоставления образовательных услуг в отдельных странах определяется в первую очередь выбором источника финансирования, соотношением между общими и специальными знаниями, особенностями организации системы сертификации полученных знаний. 

30–53

Представлены первые результаты Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, начатого Государственным университетом — Высшей школой экономики в 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования. 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования. 

Практика

54–69

Представлено обоснование новой образовательной технологии в области государственного и муниципального управления, основанной на методологии непосредственного наблюдения и описания местных управленческих практик студентами, систематически не подготовленными к научной деятельности (методология «наивного» наблюдателя). Использование такого подхода позволяет решать, по мнению авторов, одновременно две задачи: учебно-методическую и научную. Студенты ведут наблюдения и делают описания фактов российской провинциальной жизни без какой-либо интерпретации, что позволяет приобрести компетенции практического муниципального управления и получить картину социальной жизни, близкую к реальности и отличную от интерпретационных схем социологов и журналистов, на основе которых власть обычно и принимает управленческие решения и разрабатывает проекты социальных преобразований.

70–84

Рассматриваются культурные различия бизнес-среды и академического сообщества как двух крупнейших областей современной общественной жизни, особенности их трансформаций в условиях экономики знаний. Проведена серия экспертных фокусированных интервью с деятелями науки и бизнеса с применением метода многослойного причинного анализа с целью оценки барьеров, препятствующих конструктивному диалогу между наукой и бизнес-средой, а также требований, которые предъявляют друг к другу представители этих сфер общества. Сформулированы принципы совместной работы представителей академической среды и бизнеса над инновациями, приносящими прибыль.

85–100

Необходимость информатизации диктуется объективными социальными процессами. Чтобы внедрять инновационные преподавательские практики и сохранить за собой лидирующую роль в учебном процессе, учитель должен сочетать педагогическую компетентность с высокой информационной культурой. Подготовка современного преподавателя должна предусматривать развитие навыка быстро и объективно оценивать цифровые образовательные ресурсы; умения планировать и хронометрировать урок, проводимый с использованием ИКТ; формировать интерактивную учебную среду. 

Статистика и социология образования

101–121

Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.

122–149

Предлагается карта движения обучавшихся в системе образования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой для разработки карты, их особенности и ограничения.

Дискуссия

150–159

Вступление к дискуссии "Медиафакультет будущего".

Медиафакультет будущего. Круглый стол, Центр медиаисследований при Институте истории культур, сентябрь 2010 г.
160–181

При Институте истории культур в Москве открылся Центр медиаисследований, созданный с целью активизировать научный обмен между российскими и европейскими специалистами в области медиаобразования. Среди тем первой сессии, которая прошла 22–23 сентября 2010 г., были подготовка специалистов по массмедиа в вузах в соответствии с требованиями отрасли, перспективы участия в Болонском процессе, а также проблемы издания специальной литературы по теории и социологии коммуникаций.

* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Из истории образования

182–196

Формирование советской университетской системы рассматривается с точки зрения поддерживавших и воспроизводивших ее языковых практик. Утверждается, что ядром данных практик являлся военно-мобилизационный и плановый дискурс, который обнаруживает значительную устойчивость на всем протяжении 1920?х и 1930?х годов. Широко используются неопубликованные материалы Архива МГУ и печатные издания того времени.

Размышления о ...

197–203

Тони Джадт (1948–2010) — известный британский философ, интеллектуал, специалист по новейшей истории европейских стран. Профессор Нью-Йоркского университета, директор-учредитель Института Ремарка, одна из главных целей которого — способствовать сближению между американцами и европейцами. В 1996 г. Джадт стал членом Американской академии наук и искусств. В 2008 г. получил европейскую премию за книгу «После войны», посвященную политическим и духовным процессам в послевоенной Европе. В 2009 г. он получил премию Оруэлла «за беспримерный вклад в развитие британской политической мысли». Тони Джадт — автор книг Identity politics in a multilingual age (2004); Postwar: A history of Europe since 1945 (2005); Reappraisals: Reflections on the identity politics (2008). О чем бы ни писал Джадт, во всех его работах присутствует одна из ключевых тем: сложные конфликты и парадоксы европейской истории, которые стали еще острее и поставили новые проблемы после 1989 г. По мысли Джадта, их можно решать только сообща, в содружестве Восточной, Западной Европы и России. Джадт создал целую школу, воспитал молодых исследователей. Его ученики вспоминают Джадта как одного из самых любимых, культовых преподавателей, внимательного и требовательного, одаренного лектора, способного увлечь даже самых равнодушных.

Мы публикуем мемуарный очерк покойного историка. Сегодняшний читатель найдет в нем бесценный опыт точного самоанализа, объясняющий непростой путь в науку. Это последний текст ученого, написанный им, вернее записанный и расшифрованный его помощником, когда Джадт уже не мог двигаться, когда с каждым днем сужалось пространство его жизни, но оставалось одно — мысль, работающая по-прежнему ясно и бесперебойно. Материал опубликован через неделю после смерти Джадта в августовском номере журнала The New York Review of Books, с которым профессор Тони Джадт постоянно сотрудничал без малого четыре десятилетия. 

204–226

Compagnon Antoine. Leçons américaines // Revue mensuelle «Le Débat». 2009. No. 156. P. 99–116.

227–246

Система образования Сингапура была создана практически с нуля и за последние 45 лет смогла достичь высокого уровня эффективности и мирового признания. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Сингапур обгоняет развитые страны по качеству функционирования образовательных институтов, его образовательная инфраструктура компактна и отлично интегрирована в структуру экономики. В статье, написанной по итогам рабочего визита делегации руководителей образования Республики Татарстан в Сингапур, представлены основные этапы развития образовательной системы в этой стране. Особый акцент сделан на особенностях администрирования и управления образованием.

247–267

Внедрение новых технологий в производство вызвало изменения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни профессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подготовки кадров по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается необходимость введения аналогичных программ в российскую систему образования и анализируются варианты их внедрения.

Практика

268–279

С начала 1990-х годов Республика Казахстан проводит реформу высшей школы. Основные ее направления аналогичны российским: введение единого тестирования при поступлении в вузы, укрупнение университетов, передача части функций по обеспечению страны специалистами с высшим образованием частным учебным заведениям, сокращение бюджетных мест в государственных вузах, внедрение кредитных технологий в учебный процесс. И эти преобразования в республике практически уже завершены. Опыт их осуществления и результаты могут оказаться интересными и полезными для России.

280–290

Состояние системы профобразования и положение на рынке труда в Татарстане и Башкортостане имеют много общих черт с ситуацией в других регионах России. Рассматриваются используемые в данных субъектах Федерации меры по согласованию системы профессиональной подготовки с потребностями рынка труда: создание системных образовательных комплексов, инновационных центров, расширение номенклатуры специальностей в учебных заведениях профобразования.

291–306

Описываются результаты исследования организационной культуры российского и американского университетов, занимающих лидирующие позиции в системах высшего образования своих стран. Показано, как организационная культура влияет на деятельность университета и каким образом ее можно использовать для совершенствования этой деятельности.

307–318

Предлагается периодизация этапов развития метода проектов, анализируется становление данного метода в отечественной и зарубежной педагогике.

Книжные обзоры и рецензии

319–323

Книга, написанная выдающимся пианистом и педагогом, доктором искусствоведения, рассматривается не только как учебник по музыке, но и как руководство для жизни.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»